Просыпи материала и неравномерная загрузка ленты являются типичными проблемами при эксплуатации ленточных конвейеров в горнодобывающей промышленности, приводящими к потерям производительности, захламлению рабочего пространства и ускоренному износу оборудования. Системный подход к решению этих проблем позволяет значительно повысить эффективность работы конвейерной системы.
Просыпи происходят по всей протяженности механизма — материал попадает на элементы конвейерного става, пол или почву, тем самым захламляя рабочую зону и создавая опасность для персонала. Основными причинами просыпей являются налипание транспортируемого материала на ленту, неэффективная работа систем очистки ленты в зоне разгрузочного барабана, а также несовершенство загрузочных устройств.
Ограничение образования просыпи достигается за счет очистки ленты в зоне разгрузочного барабана, очистки барабанов и переворачивания холостой ветви ленты. Уборка просыпи может быть механической, гидравлической (гидросмыв), пневматической и пневмогидравлической.
Профилактика образования просыпи достигается за счет подсушки налипающих и промораживания намерзающих грузов перед подачей на конвейер. Методами борьбы с образованием просыпи в подконвейерном пространстве являются профилактические меры, направленные на предотвращение налипания и осыпания материала с ленты.
Эффективное очищение ленты с помощью специальных скребков, щеток и других очистительных устройств позволяет минимизировать остатки материала на холостой ветви конвейера. Защита от просыпей включает установку боковых направляющих, юбок и специальных уплотнений в загрузочной зоне.
Несимметричное распределение транспортируемого груза по ширине ленты создает неравномерную нагрузку на роликоопоры, что вызывает смещение полотна в сторону большей загрузки. Когда точка выгрузки материала не находится посередине ленты, усилие ленты неравномерно распределяется вдоль продольной центральной линии из-за несбалансированной нагрузки, что напрямую приводит к отклонению ленты конвейера во время работы.
Загрузочное устройство должно обеспечивать подачу материала строго по центру ленты с равномерным распределением по ширине. При боковой загрузке возникает постоянное усилие, стремящееся сместить ленту вбок.
Ударные нагрузки в загрузочной зоне способствуют повреждению ленты, преждевременному износу и увеличению просыпей. Для снижения ударного воздействия рекомендуется использовать амортизирующие роликоопоры в месте загрузки материала, устанавливать демпфирующие пластины и регулировать высоту падения транспортируемого груза на ленту.
Правильная конструкция загрузочного лотка с плавными переходами и оптимальным углом наклона обеспечивает равномерное распределение материала по ширине ленты и снижает механическое воздействие на конвейерное полотно. Организация работы ленточных конвейеров должна исключать их завалы транспортируемым материалом при пуске, остановке или в аварийной ситуации.
Нержавеющие или стальные борта позволяют направлять продукт по конвейеру и предотвращают его выпадание. Установка боковых направляющих вдоль ленты в загрузочной зоне создает дополнительный барьер для удержания материала и компенсирует неточности загрузки.
Наклонные ковшовые конвейеры с юбкой-перегородкой оснащаются специальными уплотнениями, которые плотно прилегают к краям ленты и формируют герметичную оболочку, предотвращающую просыпание материала. Ремень юбки крепится с помощью специальных креплений, обеспечивая надежное уплотнение по всей длине загрузочной зоны.
Провисание ленты из-за слабого натяжения приводит к проскальзыванию на барабанах и последующему боковому сходу, что увеличивает просыпи. Оптимальное рабочее натяжение должно составлять один процент от начальной длины ленты. При меньших значениях лента теряет стабильность движения и легко смещается под действием даже незначительных боковых усилий.
Отсутствие параллельности осей приводного, натяжного и отклоняющих барабанов является частой причиной постоянного схода ленты и неравномерного распределения нагрузки. При монтаже конвейера проводится центровка барабанов для обеспечения соосности их валов, однако в процессе эксплуатации возможно нарушение первоначальной настройки из-за осадки фундамента, ослабления креплений или износа подшипников.
Если погрешность между центральной линией ленточного конвейера и положением установки натяжного ролика велика, то лента будет получать боковую силу во время работы, что приведет к отклонению ленты в одну сторону. Если положение установки реверсивного ролика и группы опорных роликов неправильное, отклонение будет усиливаться по мере продвижения вперед.
Разница в измерениях между осями барабанов более 3 миллиметров требует корректировки положения натяжного барабана. Также причиной может быть серповидность ленты или неровный стык, что требует замены или ремонта полотна.
Качество соединения концов ленты напрямую влияет на стабильность ее движения и количество просыпей. Неровный стык, выполненный с нарушением технологии вулканизации или механического соединения, создает утолщение или искривление полотна в месте соединения. При прохождении через роликоопоры такой участок вызывает периодическое смещение ленты и увеличение просыпания материала.
Установка многоступенчатой системы очистки с первичными и вторичными скребками, ротационными щетками и воздушными ножами позволяет эффективно удалять остатки материала с поверхности ленты и предотвращать его налипание на холостой ветви конвейера. Регулярное техническое обслуживание систем очистки обеспечивает их эффективную работу и минимизирует образование просыпей.
